Сергей Бачин объяснил, как люди пришли к органическому сельскому хозяйству

Два года назад вышла уникальная книга российского предпринимателя, председателя попечительского совета АНО «Павловская гимназия» Сергея Викторовича Бачина под названием «Органика. Мифы и реальность». В ней рассказывалось о молодом для РФ направлении сельского хозяйства — органическом производстве. В своем литературном труде автор, в частности, развенчал ряд заблуждений вокруг органики.

В первой части книги Сергей Бачин пояснил, что есть суть «органики». В следующей главе под названием «История органического движения» он рассказал, как эволюционировало земледелие до того, как люди осознали необходимость развития органического сельского хозяйства.

Подраздел, названный как «Доиндустриальная история земледелия», посвящен питанию и его важности для человеческой цивилизации. После того, как человек обрел знание, как возделывать землю, встал закономерный вопрос поиска методов повышения ее плодородия. Именно поэтому сейчас практически у всех народов Земли есть развитая агрокультура, который выступает высокоэффективным способом получить большое количество пищи при небольших физических затратах.

10000 лет тому назад никто, вполне логично, не использовал синтетические удобрения и стимуляторы роста, однако земля возделывалась не органическими способами. Уничтожение почвы происходило из-за примитивных методов и агротехники. Простая вспашка, выпас огромного количества животных на отдельно взятом земельном участке приводили к эрозии, опрессовыванию верхних слоев почвы и гибели ростков растений. Ни климатические условия местности, ник конкретный тип почв не принимались землепашцами в учет, из-за чего поля заболачивались и засолялись. Попустительское отношение к «кормилице», когда собранный урожай не возмещался внесением в почву питательных веществ, истощало ее, делало скудной. В результате, это явилось причиной исчезновения многих могущественных цивилизаций.

За последние полторы сотни лет, по словам Сергея Бачина, люди разработали и внедрили глобальную модель индустриально-химического промышленного сельского хозяйства. Она в результате нанесла колоссальный ущерб рекам и водоемам, полям и лесам, выступив в качестве серьезной угрозы для жизни всей Земли. Впрочем, в древние времена ряд наблюдательных земледельцев обнаружил, что использование таких органических материалов, как водоросли, зола, измельченные кости животных и навоз, способно вернуть питательные вещества в землю. Они в то же время выяснили, что плодородие почвы увеличивается, если заниматься выращиванием зеленых культур, способные к занесению обратно в землю. Передача этих знаний проходила из века в век, что в итоге позволило создать органическое сельское хозяйство в том виде, в котором оно сейчас существует.

В подразделе «Индустриально-химическая революция в сельском хозяйстве (1800–1940-е годы)» Бачин пишет о том, что земледельцы со временем установили необходимость использования мощных стимуляторов производительности почвы в виде азотных удобрений. К этой мысли их привела так называемая «великая лихорадка гуано», когда за гуано Америка и Перу чуть не стали воевать друг с другом, ведь эти спрессованные птичьи экскременты втрое и, порой, впятеро повышали урожайность. Позднее земледельцы осознали, что, если наблюдается нехватка естественных стимуляторов, нужно работать над созданием искусственных.

Произошедшая в сельском хозяйстве индустриально-техническая революция способствовала возникновению сельхозпредприятий, автоматизации процесса земледелия, росту популярности «синтетики».

Во время II мировой войны имела место «зеленая революция». Благодаря Норману Борлоугу и группе его помощников-генетиков были разработаны и внедрены в практику несколько десятков сортов высокоурожайной пшеницы, риса и кукурузы. Это поспособствовало появлению мирового сельскохозяйственного бума, который спас миллионы людей на всей планете от смерти по причине голода.

Рассказывая о зарождении и развитии органического движения в 1920–1960-е годы, автор указывает, что главными факторами, способствовавшими росту мировой урожайности, выступили химизация, индустриализация и интенсификация сельского хозяйства. Однако в то время мало кто осознавал, какой урон эти процессы наносят окружающей среде и здоровью человека.

1940-й год отметился созданием в Пенсильвании с подачи Джерома Родейла первой экспериментальной органической фермы. Он также начал выпускать за собственные средства журнал, посвященный органическому земледелию и садоводству. Внучка Джерома — Мария — впоследствии стала автором одной из наиболее ярких книг в защиту этого сегмента сельского хозяйства – «Органический манифест».

В 1962-м году американский эколог Рейчел Карсон убедительно доказала факт того, что синтетика и химия наносят серьезный вред почве и, соответственно, здоровью человека. Наблюдения эксперта воплощены в книге «Безмолвная весна». Этот литературный труд был переведен на ряд языков мира (поступил он и в СССР). В книге Карсон помимо прочего дала описание деструктивных свойств дихлорфинилтрихлорэтана, или ДДТ. Этот пестицид широко применялся в сельском хозяйстве.

Книга Рейчел Карсон не имела отношения к органике, но ее «начинка» помогла людям осознать, насколько важен здоровый образ жизни. Фермеры же обратили свой взор на создание экологически чистой продукции.

Следующий подраздел посвящен рассказу о том, что бурный рост популярности органики вызывал ревность у таких авторитетных трансатлантических корпораций, как «Монсанто», «Дюпон». Но их потуги задушить органическое движение оказались тщетными. В конце 1990-х годов порядка 40 стран мира утвердили законы и национальные стандарты, касающиеся создания, сбыта и сертификации органики.

Рассказывая об отечественной органике, автор акцентирует внимание на том, что базой для органического сельского хозяйства в РФ выступили постсоветские годы. Как отмечал Росстат, наша страна располагает порядка 40 млн. гектаров пашни, которые выведены из интенсивного оборота. Ряд полей уже два десятка лет не знает, что такое удобрения и пестициды, очистившись за этот период от всех следов химического воздействия. Это стратегический резерв РФ, земли безупречного органического качества. Ни одна страна мира не может похвастаться наличием таких больших запасов свободных и чистых пахотных участков земли. Тем самым, у России есть серьезное преимущество перед другими государствами, сравнимое разве что с отечественными запасами леса и пресной воды.

По словам Сергея Бачина, общемировая практика свидетельствует о том, что благодаря органическому сельскому хозяйству можно сдержать развитие бездумной, уничтожающей среду обитания индустриально-химической системы производства. В Советском союзе отсутствовала альтернатива принятой на вооружение сельскохозяйственной модели, однако сейчас другое время и другие возможности. Существующие в РФ миллионы гектаров заброшенных полей способны выступить в качестве площадки для появления органических кластеров мирового уровня. Их непригодность для «химической» сельскохозяйственной продукции очевидна, а выгода для органики — еще очевиднее.

Также автор сообщает, что за прошедшие после окончания советского периода десятилетия сельское хозяйство в РФ прошло дорогу, на которую агрокультура Запада затратила век. Избавление от централизованного руководства привело к тому, что сельхозпроизводители начали бездумно пользоваться ядохимикатами и искусственными удобрениями, чтобы достичь максимальный урожай, а также применять «потогонные» технологии в процессе выращивания скота. Впрочем, в массовом сознании производителей уже появлялось осмысление того, что индустриально-химическая модель сельского хозяйства пагубна по своей сути. Возникали первые органические фермеры, которым удавалось обретать общественное признание. Позднее закономерным развитием событий стало принятие ряда законодательных стандартов по легализации органического движения. Сейчас, как подчеркнул автор, на аналогичном уровне развития находится и органическое производство нашей страны.

Сергей Бачин познакомил РФ с перспективами органического производства. Этот человек заслуженно считается первооткрывателем этого сегмента сельского хозяйства в наших широтах и ключевым идеологом. Именно Бачин стоял у истоков появления Национального органического союза — весной ему «стукнуло» пять лет. Отчетный союз позволил объединить усилия участников отрасли, выполнил и продолжает выполнять просветительскую функцию среди населения на предмет того, что такое органика. Помимо этого НОС представляет российское органическое производство за рубежом.

Вполне логично, что Сергей Бачин, будучи верным сторонником органического производства, занимается его развитием и самостоятельно. С этой целью он создал в Ярославской области сельскохозяйственный холдинг «АгриВолга».

Весной текущего года Сергей Бачин через ГК «Агранта» (к ней относится «АгриВолга»), руководителем которой он является, приобрел в Ярославской области Даниловский маслосырзавод и Угличский сыродельный завод. Ожидается, что они станут драйверами создающегося в регионе сырного кластера. Договоренность о работе по созданию кластера Бачин заключил с губернатором Дмитрием Мироновым. На цели реконструкции двух заводов бизнесмен направит более чем 1,5 млрд. российских рублей.

Важно отметить, что Сергей Бачин получил известность не только благодаря своему продвижению органического производства. Помимо этого он реализовал и реализует ряд туристско-рекреационных проектов. В частности, девелопер занимает пост гендиректора сочинского «Роза Хутор», популярность которого увеличивается на ежегодной основе. Так, в недавнем зимнем сезоне на этом горном курорте отдохнули свыше 920 тысяч гостей. «Роза Хутор» заслуженно удостоился статуса ведущего российского спортивного курорта за прошлый год.

Стоит отметить, что девелопер Бачин также участвовал в ФЦП по развитию в РФ внутреннего и въездного туризма через туристско-рекреационные кластеры «Завидово» и «Ярославское взморье».