Михаил Романов: «Уровень зарплат сотрудников, работающих дистанционно и не дистанционно, должен быть одинаковым»

Сегодня Государственная Дума во втором чтении рассмотрела законопроект, уточняющий понятие дистанционной работы, которая может быть постоянной, временной (на срок не более шести месяцев) или периодической.

Комментируя эту инициативу, депутат Государственной Думы ФС РФ, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по контролю и Регламенту, член фракции «Единая Россия» Михаил Романов подчеркнул, что соавторами законопроекта в том числе являются спикеры обеих палат федерального парламента – Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко и Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин. Это значит, что инициатива имеет высший уровень социальной и государственной важности, и охват действия этого закона будет максимальным.

— Эпидемия коронавируса показала, насколько актуально принятие данного законопроекта. С введением ограничений, связанных с распространением COVID-19, «на удаленку» перешли целые учреждения, офисы, организации. После ослабления ограничений многие работники предпочли сохранить дистанционный режим работы, найдя в нем свои «плюсы»: уменьшение временных и экономических затрат на дорогу до офиса, снижение расходов на обеденный перерыв, на офисную одежду, возможность сочетать профессиональную деятельность и домашние обязанности и другое. При этом дистанционный режим значительно сокращает время производственных совещаний.

Общение работодателя с работниками путем видеоконференции может также дублироваться диалогами в общем чате и рассылками по электронной почте, что зачастую делает решение многих производственных вопросов более оперативным и эффективным.

Также дистанционный режим выгоден тем, кто работает сдельно: распоряжаться своим временем работник «на удаленке» может как ему угодно, захватывая для выполнения производственных задач часы раннего утра или позднего вечера, выходные и праздники, не беспокоясь о режиме работы офиса. И, наконец, дистанционная работа полностью исключает перекуры и многочасовые чаепития с коллегами, что до сих пор сохранилось в некоторых режимных организациях с консервативным расписанием рабочего дня. Одобренный сегодня во втором чтении законопроект направлен в равной степени на защиту прав работников и работодателей в условиях дистанционной работы, – подчеркнул Михаил Романов.

Парламентарий пояснил, что в Трудовой кодекс РФ вводится понятие дистанционной работы как режима занятости, равного с постоянным форматом трудоустройства.

— Законопроектом предлагается урегулировать все нюансы отношений работодателей и дистанционных работников. В том числе оговариваются детали компенсации работодателем затрат удаленного сотрудника на электроэнергию, закупку и сервис необходимого для работы оборудования, на программное обеспечение, интернет-трафик и так далее. Кроме того, трудовой контракт о работе в дистанционном формате должен определять время, когда сотрудник обязан находиться на связи с работодателем, непосредственно рабочее время, порядок организации командировок, порядок расчетов, порядок изменения или прекращения трудовых отношений и т.д., – разъяснил депутат.

При этом Михаил Романов убежден, что оплата труда дистанционных и не дистанционных работников не должна отличаться, так как в современных трудовых отношениях ценится именно производительность труда, а не число часов, которые сотрудник пробыл на глазах у начальства.

— Принцип «солдат спит, служба идет» совершенно устарел как для современной армии, так и для гражданской организации труда. А вот принцип «время – деньги» по-прежнему актуален. Рабочее время – это деньги, которые заплатил работодатель, и которые получил работник. И экономия этого времени для максимально эффективного и продуктивного использования в рамках дистанционной работы становится самой важной составляющей удаленного сотрудничества. Как отмечают авторы законопроекта, при удаленном формате трудоустройства рабочих часов по факту становится больше, и результативность труда растет. Почасовая оплата труда, которая уже давно применяется в мире, становится все более распространенным порядком расчетов и в России. При этом работодатель обязан с уважением относиться и к частной жизни удаленных работников, не позволяя себе требовать оперативной деловой реакции или исполнения заданий во внерабочее время, а также в выходные и праздничные дни. Согласно законопроекту, в случае если работодатель нуждается в услугах работника во внерабочее время, он обязан оплатить его как сверхурочную работу, – подчеркнул Михаил Романов.

Парламентарий также отметил, что новый закон изменяет понятие прогула, так как, согласно предложенной инициативе, дистанционный работник может быть уволен за эту провинность только в случае, если он в течение двух рабочих дней не выходит на связь без уважительной причины.

— Данный законопроект заметно изменит правовое регулирование трудовых отношений и в целом рынок труда в России. Фактически эти перемены уже случились. Благодаря новому формату отношений работников и работодателей будет сохранено множество рабочих мест, появятся новые вакансии, к лучшему поменяется ситуация с занятостью. В случае принятия закон вступит в силу 1 января 2020 года, и с этого дня миллионы фрилансеров и удаленщиков обретут правовой статус, прописанный в Трудовом кодексе РФ. Особое значение новые нормы будут иметь для тех, кто в силу жизненных обстоятельств или физических возможностей не может работать очно. Это и родители маленьких детей, и люди со слабым здоровьем или инвалидностью, и пенсионеры, – отметил Михаил Романов.