Мы все живем в обществе. Именно благодаря социуму человек обучается, получает защиту и возможность развиваться. Впрочем, иногда группа является не только позитивной, но и губительной силой. Школьный класс, группа в университете, коллектив на работе — в каждом из этих коллективов можно столкнуться с буллингом.
Буллинг — это агрессивное преследование одного человека другими. Часто травлю организует какой-то конкретный человек — лидер или зачинщик, к которому могут присоединиться сообщники. Другие участники группы даже становясь свидетелями насилия далеко не всегда готовы вмешиваться в происходящее из-за страха. Таким образом, в ситуации буллинга ваш ребёнок может оказаться в одной из трех ролей — агрессора, жертвы или свидетеля. Часто кажется, что страдает только жертва, однако этот процесс наполнен переживаниями всех участников.
Для родителя важно быть информированным о буллинге, поскольку это довольно тяжелое испытание для подростка, чья личность только формируется, а эмоциональная сфера так неустойчива. Систематическое пребывание в травмирующей ситуации, какой и является ситуация школьного буллинга, приводит к снижению учебной мотивации, нарушениям поведения, появлению симптоматики тревожных и депрессивных расстройств. Кроме того, многие современные исследования показали связь между буллингом и возникновением самоповреждающего поведения в подростковом возрасте. Школьный буллинг влияет на возникновение психических и психологических проблем, нарушения адаптации и суицидального поведения не только у жертв и наблюдателей, но и у агрессоров. Семейные факторы буллинга заслуживают отдельного внимания, конфликты, физическое или психологическое насилие, нечеткие личные границы членов семьи, её малая сплоченность и нарушения коммуникации внутри семьи — всё это и другие крайности связывают с вовлечением ребенка в ситуацию школьной травли.
Снизить риск вовлечения в ситуацию буллинга может внимательное и заинтересованное отношение родителей к ребёнку, и открытость в отношениях со стороны последнего. Если ребенок сам рассказывает о своей школьной жизни, это куда более значимый фактор, предупреждающий школьное насилие, чем родительский контроль.
Буллинг, как форма насилия в школе, крайне разнообразен, особенно в эпоху интернета, начиная от регулярных словесных оскорблений и заканчивая нанесением вреда здоровью и даже убийством. От конфликта буллинг отличается неравенством позиций. В то время, как при конфликте стороны относительны равны и в одинаковой степени способны закончить свое противостояние, при буллинге жертва не имеет возможности остановить агрессию.
Считается, что жертвы обладают низкой самооценкой и повышенной тревожностью, а основными факторами риска выделяют физическую слабость и внешние особенности жертв, при этом на самом деле любой признак ребенка может стать причиной издевательств. Жертвы буллинга имеют бедные коммуникативные навыки и чаще всего — малое количество или полное отсутствие друзей. В то же время, основная задача подросткового возраста — общение со сверстниками, а неуспешность прохождения этого этапа взросления будет иметь значимые последствия во взрослой жизни. Основным семейным фактором риска виктимизации ребёнка является сверхконтроль со матери и низкая вовлеченность со стороны отца, скорректировать существующие особенности семьи поможет самостоятельная работа и помощь психолога над процессом сепарации подростка.
Некоторыми исследователями выделяется особая категория жертв — «агрессивные жертвы», такие подростки предпринимают попытки разрешить ситуацию насилия, но при этом сами импульсивны, склонны к эксплозивным гневным реакциям и особенно восприимчивы к провокациям, нередко они и провоцируют обидчиков или сами становятся агрессорами по отношению к другим детям.
Агрессоры, как правило, имеют противоположные жертвам характеристики, низкий уровень тревожности и завышенную самооценку, они часто вовлечены в конфликты со взрослыми и замечены за нарушением школьных правил. Обидчики часто импульсивны, вспыльчивы, и имеют потребность в доминировании, при этом чувствительны и уязвимы перед критикой и в то же время игнорируют чувства людей и не способны занять мысленно место другого. Родители обидчиков часто характеризуются эмоциональной отдаленностью внутри семьи, а дети-агрессоры часто являются сами жертвами враждебности со стороны отцов.
В ситуации буллинга есть третья роль — свидетели. Участь свидетелей не сильно легче жертвы, они также находятся под воздействием длительного стресса. Хотя агрессия не направлена на них непосредственно, свидетели порой переживают такое же глубокое чувство бессилия и отчаянья, как и жертва травли. Наблюдатели могут по-своему справляться с ситуацией буллинга, они могут встать на сторону обидчика и занять роль подстрекателей и помощников хулигана, занять пассивную позицию или даже стать защитником жертвы. Дети зачастую не считают агрессию нормальным поведением, сочувствуют жертве и хотели бы ей помочь, но не знают, как.
Важно провести беседу с ребенком, чтобы проинформировать его о таком явлении как буллинг, его участниках и возможных последствиях для них, ведь даже если ваш ребенок не является жертвой или агрессором, он может страдать от неадаптивной ситуации в классе. Именно в школе ребенок познает не только нормы и ценности общества, но и проблемы, с которыми в обществе сталкиваются, и пути их преодоления. Успешное преодоление ситуации школьной травли — это ценный вклад в психологическое благополучие ваших детей и их будущее.
Иван Брушлинский, психолог проекта «Добрая Школа», фонд «Реликт»