Ключ – в системе: Мария Елисеева о том, что мешает преподавателям английского

По данным исследования EF English Proficiency Index, в 2021 году Россия в глобальном рейтинге владения английским заняла 51 место из 112. Ранее ВЦИОМ выяснил, что свободно владеют языком лишь 5% россиян, треть из них – люди в возрасте от 18 до 24 лет. Это весьма скромные показатели, особенно с учетом того, что обучение английскому в РФ начинается со второго класса. Многие родители дополнительно обращаются к частным преподавателям, но на выходе большинство детей все равно демонстрируют практически нулевой результат. В чем кроется корень проблемы – расскажет Мария Елисеева, педагог английского с 20-летним стажем, автор курса «My English Baby», логопед-дефектолог.

Учил, учил, но забыл

Распространенная ситуация – ребенок несколько лет по 5-7 часов в неделю занимался языком в школе и с репетитором, но все равно с трудом может перевести простые фразы или поддержать беседу. Запрос «хороший преподаватель английского» в поисковиках и родительских чатах стабильно остается одним из самых популярных. Но действительно «выдают» результат единицы учителей.

У данной проблемы несколько причин. Главная – отсутствие у молодых педагогов практики, а более зрелых, в том числе работающих репетиторами – стремления к повышению квалификации, освоению новых методик преподавания. Одно дело – знать язык, совсем другое – уметь эффективно ему обучать.

Из первой причины вытекает вторая – часто у педагогов нет энтузиазма. Вовлечь детей, особенно с дефицитом внимания или особенностями, в учебный процесс, и через это привить знание, может лишь постоянно «включенный», заинтересованный учитель. Усилия остальных пройдут мимо юных умов. Но многие преподаватели не умеют проявлять креатив. И нередко отказываются от работы с ребенком при любом намеке на проблемность, навешивая на него ярлык «необучаемый». Этим лишают себя дополнительных возможностей, а общество – хорошо образованных специалистов.

Нет необучаемых, есть незаинтересованные

Практика «My English Baby» показывает: чтобы занятие было эффективным, оно должно строиться особым образом. Во-первых, информация нужно сделать красочной. Выражение «Слышу – забываю, вижу – понимаю, делаю – запоминаю» абсолютно справедливо.

Во-вторых, требуется динамичность. В ходе урока деятельность необходимо менять несколько раз, предусмотреть физминутки. 

Третье – важно при обучении ребенка говорить с ним на языке, 80% беседы должно происходить на английском. Но так делают единицы.

Нужно уметь подбирать ключ к разным детям, адаптировать материал. На деле эффективным можно сделать урок для любого ребенка – и проблемного – неусидчивого, рассеянного, задиры, – и с особенностями. К примеру, я более 10 лет работаю с детьми-аутистами, и знаю – для выхода на результат занятия для них должны иметь четкую структуру и упор на визуализацию. Изначально такие ученики «цеплялись» за мои видеоуроки, потом я постепенно выводила их на речь. Для родителей это было больше, чем достижением – дети начинали говорить с ними, пусть на английском.

Опыт – лучший учитель

В ходе многолетней практики я разработала методику правильного построения речи, дающую возможность общаться с ребенком без перевода. Определила, как в зависимости от индивидуальных особенностей ученика планировать урок, делать переходы, держать внимание, подбирать ключики к разным детям. Как логопед-дефектолог, знаю, как выводить их на речь. В этом году я приняла решение объединить наработки в отдельный курс, позволяющий педагогам за 5 недель повысить свою эффективность и расширить возможности, стать более конкурентоспособными. Это особенно актуально сейчас, в период неопределенности.

Не секрет, что преподавание требует колоссального вложения личных ресурсов. Поэтому я создала отдельный интенсив, дающий не только все перечисленные инструменты, но и полезные рекомендации для самого учителя – как не выгорать, сохранять баланс.

Понимая, что мои инструменты будут полезны и родителям, предусмотрела модуль для них. Он рассчитан на 4 недели.

Изменения, произошедшие и происходящие в обществе, требуют пересмотра ранее сложившейся роли педагога. Учитель может и должен быть не только преподавателем, но и опытным наставником, и другом. Только при таком подходе он сможет добиться эффективности занятий и сохранить конкурентоспособность.

Источник

Источник — https://vc.ru/u/1338041-mariya-eliseeva/532568-klyuch-v-sisteme-chto-meshaet-prepodavatelyam-angliyskogo-dobitsya-vysokoy-effektivnosti-zanyatiy-s-detmi