Средневековый арабский мир после 750-х гг. н.э. раскинулся от Кабула до Толедо. Во многом повторяя очертания эллинистического мира на Ближнем Востоке, цивилизация ислама впитала в себя огромное количество античных знаний. В отличие от Европы, переживавшей воистину темные времена, арабский халифат пестовал знания древних мудрецов, включая и перерабатывая в своем универсуме наследие минувших эпох. Одним из таких примеров можно назвать применение асбеста в арабском средневековом мире.
Асбест был известен с античных времен. Историк Страбон, прославившийся своими трудами на всю Римскую империю, отмечал, что рядом с г. Карастос на о. Эвбее добывают камень, который «прядут как шерсть». Примерно об этом же пишет и Плиний Старший, утверждающий, что «есть камень для ткани, который растёт в пустынях Индии, обитаемых змеями, где никогда не падает дождя, и потому он привык к жару. Из него делают погребальные рубашки, чтобы заворачивать трупы вождей при сожжении их на костре; из него делают для пирующих салфетки, которые можно раскалять на огне». Также он описал и технологию обработки волокон. Волокна надо было толочь и «умягчать» в мыловарном щелоке, затем разделять на пряди, ссучивать и затем прясть. Если же желали изготовить негорящую бумагу, то асбест толкли вместе с водой, пока не образовывалось тесто. Затем его смешивали с клейстером и отправляли под пресс.
Основной массив свидетельств о применении арабами асбеста приходится на X век. Так, путешественник Истохри, утверждал, что в горах Ферганы добывают камень, который можно прясть. Его называли ал-чироги-сонг или «фитильный камень». Технология была довольно проста — в светильник, заполненный маслом, помещался фитиль либо только из асбестовой нити, либо с небольшим добавлением хлопка. В более раннюю эпоху есть упоминание о более «суровом» применении асбеста — при легендарном Харун-Ар-Рашиде (786-809) некто Мухамед-бен-Язид проник сквозь завесу из греческого огня, будучи облачен в особые одежды. Он был изобретателем данного способа защиты и доказал в битве с византийцами, что страшный «средневековый огнемет» ему не страшен. Исследователи утверждают, что это может быть одним из первых свидетельств о появлении защитного огнеупорного снаряжения на основе асбестового волокна. Конечно, его можно подвергнуть сомнению, прежде всего потому, что из зева сифона через трубку подавалась либо аэрозольная смесь горючей жидкости, либо сама жидкость под напором, которая затем поджигалась. Эта фракция нефти обладала, скорее всего, высокой вязкостью и липкостью, т.е. с высокой долей вероятности налипла бы на асбестовые одежды. Современная практика пожарных и работников горячих цехов, носящих защитное снаряжение из асбеста, подтверждает — хоть «горный лен» великолепно защищает от температуры и искр, то если облить человека мазутом и поджечь, всего через несколько секунд ему потребуется помощь. Вряд ли греки стали бы тушить смелого Мухамед-бен-Язида за линией фронта, даже будучи впечатленные его гением.
Впрочем, само наличие описаний негорючего волокна и изделий из него у арабских авторов указывает на то, что свойства «горного льна» были хорошо известны арабскому миру. Скорее всего, они восприняли их из знаний античных авторов, воспринятых через богатое эллинистическое наследие покоренных территорий. Свидетельства о производстве фитилей и одежды означают, что жители халифата видели в «горном льне» не исключительное чудо, но вполне рационально (насколько это вообще возможно в Средневековье) используемый ресурс.