Представители государственных музеев и эксперты в области права обсудили актуальные вопросы арт-рынка в сфере защиты интеллектуальной собственности предметов искусства во время пресс-конференции в пресс-центре информационного агентства “Интерфакс. Северо-Запад”.
Представители арт-сообщества отмечают, что зачастую они сталкиваются с проблемой одновременного соблюдения музейного права и законодательства об интеллектуальных правах.
“Проблема защиты интеллектуальной собственности в отношении музеев гораздо более широкая, чем кажется на первый взгляд. На сегодняшний день нет правового регулирования, достаточного для того, чтобы избежать нарушений в отношении музеев. Поэтому мы стараемся объединить все меры защиты, которые нам предлагает и Гражданский кодекс, и музейное законодательство в договоре. Договор — это единственная мера защиты для музея. Мы стараемся формировать такую договорную практику в течение последних десяти лет, что существенно нам помогает”, — сообщила начальник юридической службы Государственного Эрмитажа Марина Цыгулева.
Одним из последних примеров недобросовестной конкуренции на арт-рынке стало дело в отношении реплик каминов. В процессе реставрации здания Сената и Синода специализированная мастерская разработала проект реплик исторических каминов, так как многие из них не сохранились в изначальном виде. Другая компания начала изготавливать подобные камины для своих клиентов. Обе компании являлись конкурентами на рынке изготовления каминов, поэтому было принято решение обратиться за защитой прав в антимонопольный орган, который вынес решение в пользу мастерской.
“Самая распространенная проблема нарушения интеллектуальной собственности музеев — реализация контрафактной сувенирной продукции. За несанкционированное использование прав частной собственности музеев предусмотрена конфискация контрафакта и финансовая компенсация в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей. Дела о недобросовестном использовании изображений музеев, их произведений и объектов на сувенирной продукции рассматриваются арбитражным судом, административным законодательством, либо, в случаях недобросовестной конкуренции — антимонопольной службой”, — подчеркнул партнер, региональный̆ директор “Городисский и Партнеры” в Санкт-Петербурге Виктор Станковский.
Современные технологии открывают новые возможности и для музеев. Большую популярность приобретают выставки с использованием VR и AR технологий и NFT-аукционы цифровых предметов искусства. Одним из первых российских музеев, открывших дорогу в цифровое искусство, стал Государственный Эрмитаж. В 2021 году Эрмитаж провел первый аукцион по продаже цифровых произведений из коллекции токенизированных изображений предметов искусства музея.
В процессе вывода NFT изображений на рынок Эрмитаж столкнулся с решением целого ряда правовых вопросов. Только после тщательной проработки финансово-правовых механизмов, музей смог реализовать продажу NFT-токенов с изображением картин из цифрового музейного фонда в рамках действующего законодательства.
Актуальной темой влияния новых технологий на сферу искусства является оцифровка предметов музейного фонда. С помощью оцифровки музеи могут популяризировать экспонаты, сохранить объекты культурной ценности и монетизировать цифровые изображения предметов искусства. Комплексной̆ работой̆ по оцифровке экспонатов занимается Государственный̆ исторический̆ музей.
«Коллекция исторического музея — самая большая в стране. Мы храним более 5 000 000 экспонатов. Безусловно, мы считаем своим долгом и обязанностью предоставить доступ нашим посетителям к ознакомлению с коллекцией. В этом и заключается задача создания электронного каталога «Коллекция онлайн». На данный момент в этой коллекции более 2 миллионов экспонатов. Каждый экспонат помещается в электронный каталог с изображением и подробным описанием. Все это делается для того, чтобы максимально предоставить людям общее представление, что являет собой коллекция Исторического музея”, — заявила на прошедшей пресс-конференции заместитель директора по фондовой работе исторического музея Марина Чистякова.
Данные примеры отражают нарастающую потребность рынка в высококачественном правовом сопровождении. С появлением новых технологий деятелям культуры и искусства, представителям креативных индустрий придется всё больше внимания уделять правовой охране своей деятельности, часто находящейся на стыке сразу нескольких отраслей права.
В связи с возрастающим спросом на правовую защиту в сфере искусства юридическая фирма “Городисский и Партнеры” выделила эту работу в отдельное направление практики – Art Law (правовое регулирование в сфере искусств).
“Art Law — это правовое регулирование в сфере искусств. Эта практика рождается на стыке нескольких правовых норм: Гражданского кодекса и специального законодательства о культуре и музейной деятельности. Несмотря на то, что определенные практики существуют долгое время, они не всегда пересекаются. Но любая правовая охрана должна быть комплексной и предоставлять максимальное количество возможностей реализации защиты для правообладателей”, — пояснил значимость открытия новой практики Виктор Станковский.
“Наша многочисленная профессиональная команда юристов и патентных поверенных располагает обширным практическим опытом консультирования и оказания услуг в области интеллектуальной собственности в рамках российского и зарубежного законодательства. На сегодня среди наших клиентов уже имеется группа известных государственных музеев, галерей, художников и других творческих коллективов и представителей культуры. Интеллектуальная собственность является важнейшим компонентом права в области искусства, а с учетом все более активного внедрения новых технологий, цифровизации и искусственного интеллекта в сферу арт-сообщества, мы замечаем растущий запрос со стороны учреждений культуры на услуги именно патентных поверенных и юристов, практикующих право интеллектуальной собственности”, — заключил Управляющий партнер юридической фирмы “Городисский и Партнеры” Валерий Медведев.