В дополнительном образовании есть много моментов, которые требуют вмешательства федерального центра. Регионам непросто самостоятельно обеспечивать большие позитивные изменения. Ульяновской области удалось достичь серьезных результатов в этом направлении. Здесь с энтузиазмом участвуют в национальных проектах, а прошедший 13 декабря к 100-летию дополнительного образования инновационный салон тому подтверждение.
На мероприятии презентовали целевую модель развития региональной системы дополнительного образования детей в рамках проекта «Успех каждого ребенка». На его реализацию по итогам конкурсного отбора регион в 2019 году получит федеральную поддержку в размере 10,3 млн рублей, по распоряжению Губернатора Сергея Морозова на софинансирование заложено 3,1 млн рублей. Еще одним направлением работы по повышению доступности дополнительного образования в Ульяновской области стал запуск специального интернет-навигатора, где для удобства родителей и педагогов на едином ресурсе представлены кружки и секции.
Положительную оценку региону в интервью агентству «Ель медиа» дал член комиссии по развитию образования и науки ОП РФ, председатель правления Межрегионального независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис.
Эксперт сообщил, что встречался с представителями Ульяновской области на форуме в Башкирии, где в ходе общения и дискуссии он убедился, что регион хорошо работает в плане развития внутренней культуры и туризма, причем дети в эти сферы тоже успешно вовлечены. «Я убежден, что в допобразовании особенно нельзя отдавать приоритет какому-то одному, пусть даже популярному и востребованному сейчас направлению, необходимо, чтобы у детей был максимально широкий выбор, нужно это обеспечить, – сказал он. – Кому-то спорт, кому-то наука, кому-то культура интересны и пригодятся в будущем. Если выбора нет, тогда способности и таланты не раскроются в полной мере».
Напомнил деятель культуры и о советском прошлом, когда сетью домов пионеров была охвачена вся страна, когда система работала так, чтобы поддерживать эту сферу на очень высоком профессиональном уровне: преподавателям платили нормальные зарплаты, были ставки, а для детей все было на бесплатной основе за счет государства. «Можно было в 10 кружков записаться, и мир тебе с другой стороны открывался, это очень развивало, – пояснил Денис Кирис. – Если у нас на уровне федерации все не поддержать, местным бюджетам с этим трудно справиться. Сейчас сфера дополнительного образования сильно коммерциализируется, нам нужно научиться жить в этих реалиях, форум в Ульяновске, может этому помочь. Но, тем не менее, государство обязано обеспечить возможность заниматься дополнительно тем, кто не в состоянии за это платить. Иначе в результате мы можем получить не полноценных граждан, а серую, безликую массу, которая никуда не захочет развиваться и ничего интересного из себя представлять не будет».
Член общественной палаты уверен, что в рамках работы инновационного образовательного салона, кроме практических рекомендательных мастер-классов и обсуждения профильных тем, необходимо и этот вопрос поднимать. Придумывать, предлагать пути выхода. «Нам кардинально нужно менять подходы, это то, что я вижу», – сказал он.
Первый заместитель председателя комитета по образованию ГД РФ, член-корреспондент Российской Академии образования, доктор философских наук Олег Смолин согласился с коллегой в плане того, что с финансированием сферы дополнительного образования далеко не все гладко. «Согласно указу президента от 7 мая 2012 года к 2020 году у нас системой дополнительного образования должны быть охвачены не менее 75% наших маленьких граждан, а кроме того, оплата образования половины этих 75% должна финансироваться за счет федерального бюджета, – сказал депутат агентству «Ель медиа». – Что касается первого пункта, я думаю, в этом году мы указанных цифр добьемся (уже в 2017 было 68%), но по второму пункту никакой половины пока и близко нет. На данный момент, мы даже не имеем реальных данных, сколько сейчас детей получает допобразование за счет федерального бюджета, думаю, это считанные проценты. То есть указ президента в этой части не исполняется. А это главный, системный вопрос».
По словам Олега Смолина, сейчас в целом у нас ситуация такая, что вовлеченность в гуманитарную составляющую допобразования несравненно выше, чем в техническую, которая существенно дороже. Тем более ценно, что в Ульяновске техническому и естественнонаучному подходу удается уделять внимание. «Если мы действительно хотим осуществить модернизацию страны, то нам, конечно, нужно, как минимум на равных условиях развивать и техническую и гуманитарную составляющие дополнительного образования. Пока техническая развивается гораздо слабее. Хотя я знаю, что дети к этому очень тянутся: к конструкторской работе, робототехнике и тому подобным вещам. Эту специфику поколения отмечают во всем мире», – констатировал эксперт.
Заместитель председателя комитета Госдумы по образованию отводит большую роль тому, что в рамках большого нацпроекта «Образование» развернуты несколько важнейших программ, связанных с дополнительным образованием, например, «Билет в будущее», связанный с дальнейшей профориентацией ребенка, или проект, способствующей повышению уровня образования родителей – «Современные родители» и целому ряду других. Не может не радовать, когда это достойно претворяют в жизнь на местах в некоторых субъектах, в том числе в Ульяновской области.
«Я приветствую проведение инновационного салона в Ульяновске, как и любые мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов и вовлечение детей в дополнительное образование», – заявил депутат. «Это полезно со всех точек зрения, назову только одну: есть серьезные данные, что среди ребят, которые учатся в музыкальных, художественных школах, в детских школах искусств, практически нет малолетних правонарушителей. А это значит, что дополнительное образование сверх всего прочего – это крайне выгодные вложения в человека. Есть такое очень верное суждение: кто экономит на образовании, разоряется на тюрьмах».