24 декабря в пресс-центре информационного агентства «Национальная служба новостей» координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке, председатель Российского общества «Знание» Любовь Николаевна Духанина приняла участие в пресс-конференции на тему «Регуляторная гильотина: Что ждет российское образование в 2020 году?»
В числе спикеров также выступил омбудсмен в сфере образования Амет Володарский. В ходе пресс-конференции участниками были подведены промежуточные итоги административной реформы в образовании, согласно которой с 2013 г. по настоящее время было закрыто около 1,5 тыс. вузов и их филиалов по всей России, что сократило общее количество учреждений высшего образования в два с половиной раза. Кроме того, Рособрнадзор провел тотальную проверку вузов, в ходе которой были выписаны тысячи предписаний и замечаний. Эксперты обсудили, что ожидать российским вузам и школам в 2020 г. Они опасаются, что реформа станет «регуляторной гильотиной» для образования в России и приведет к негативным последствиям.
Итоги прошедшего десятилетия Любовь Духанина охарактеризовала как период серьёзных изменений в системе образования с позитивными ожиданиями. В их числе она обозначила новый образовательный стандарт для школьников, строительство новых современных школ и детских садов, приостановку закрытия коррекционных школ и возможность инклюзивного обучения детей с особенностями развития. Особый акцент спикерами был сделан на процессе информатизации школьного образования. Этот тренд позволил расширить образовательное пространство обучающихся до всего земного шара посредством цифровых технологий. Также была выделена тенденция на дебюрократизацию образования.
Озвучила Любовь Николаевна и существующие проблемы, а конкретно низкое качество реализации образовательных профессиональных программ. «Более 70% работодателей заявили о профессиональной непригодности молодых специалистов», — привела статистику Любовь Духанина. «Эта проблема особенно остро стоит из-за вынужденной необходимости доучивать специалистов на предприятиях, затрачивая время и средства». Найти выход из сложившейся ситуации поможет чёткая национальная система квалификаций с разработкой образовательных программ под запрос работодателей, а также система независимой оценки квалификаций.
Кроме того, Любовь Николаевна озвучила вопросы, которые обозначили сами учащиеся. Среди них была выделена заявленная третью школьников страны проблема нехватки глубоких знаний, где основными причинами были названы отсутствие учителей и учебных материалов. Улучшить ситуацию поможет использование контента в бесплатном доступе при условии понимания способа доступа ребёнком, родителями и учителями. В данном контексте была затронута тема катастрофической нехватки у обучающихся времени на выполнение домашнего задания.
Однако самая острая и неожиданная проблема, заявленная школьниками — потребность в уважительном и объективном отношении со стороны учителей. И речь не только о возвращении авторитета и воспитательной функции педагогам. По мнению Любови Духаниной, для удовлетворения данного запроса следует освободить учителя до состояния, когда у него будет и время, и желание помочь и подсказать ребёнку.
«Мы, взрослые, обязаны уважительно, внимательно, с проявлением достоинства относиться к детям. И тогда дети ответят нам тем же» — резюмировала Любовь Николаевна.