Обзор основных событий российского и мирового рынков нефти за неделю подготовили эксперты Института развития технологий ТЭК.
Ключевым событием недели стало падение котировок нефти фоне распространения эпидемии коронавируса в КНР. Внимание участников рынка приковано не только к медицинской, но и к экономической стороне проблемы. До начала эпидемии консенсус-прогноз давал рост ВВП Китая на уровне 6% на 2020 год. Сейчас аналитики полагают, что после провального первого квартала экономика КНР начнет восстанавливаться и рост составит 4–5,5%. Эти оценки основаны на допущениях, что карантин продержится максимум до середины февраля и власти страны смогут эффективно контролировать ситуацию.
В Правительстве КНР продолжается дискуссия, активно рассматриваются негативные сценарии. Наиболее эффективно сдерживать распространение вируса сейчас помогает жесткий карантин. При негативном сценарии можно ожидать усиление карантина. Народный банк Китая объявил о вливании $174 млрд в банковский сектор, который должен поддержать бизнес. Судя по тому, что на совещании по борьбе с вирусом у премьера Ли Кэцяна 5 февраля были не только руководители ведомств, отвечающих за здравоохранение и общественный порядок, но и ключевые чиновники макроэкономического блока, Пекин готовится к самым негативным сценариям.
Негативные настроения на рынках наложились на сезонное перепроизводство нефти в I-II кварталах. Кроме того, теплая погода, установившаяся во многих ключевых регионах-потребителях, также способствует сокращению спроса.
Следствием вспышки коронавируса в КНР стало перенаправление основными ближневосточными производителями нефти своей продукции на европейские НПЗ. В ближайшие месяцы в Европу будет поступать больше сернистой нефти, поскольку китайские НПЗ начали сокращать объемы добычи и просят своих основных поставщиков нефти сократить объемы поставок. Большая часть этих потоков будет поступать из Ирака и Саудовской Аравии. В Европу будет поставлено много BasrahLight и другой сернистой нефти. Азиатские потребители не могут покупать столько же, сколько раньше.
«Газпром нефть» начала обсуждать с ЛУКОЙЛом и НОВАТЭКом возможность их вхождения в проект разработки нефтяных месторождений Нептун и Тритон на шельфе Охотского моря. Сахалинский шельф не входит в арктическую зону, а глубины в районе месторождений не превышают 100 м, то есть проекты не подпадают под секторальные санкции США и ЕС. По закону частным компаниям не запрещено входить в шельфовые проекты на миноритарную долю, однако такое партнерство нередко зависит от политических решений, так как шельф воспринимается как зона влияния госкомпаний. Сама«Газпром нефть» прежде всего заинтересована в партнерстве с Shell, поскольку эта компания обладает необходимыми компетенциями по разработке шельфа, а также хорошо знакома с регионом. Но пока Shell не приняла решения об участии в проекте.
На совещании 12 февраля под руководством главы Минэнерго А.Новака крупнейшие нефтекомпании РФ не смогли прийти к единой позиции по поводу будущего сделки ОПЕК+ по ограничению добычи. На встрече присутствовали руководители НОВАТЭКа Ле.Михельсон, «Сургутнефтегаза» В.Богданов и «Газпром нефти» А.Дюков, первый вице-президент ЛУКОЙЛа Р.Маганов. «Роснефть» представлял советник главы компании в ранге вице-президента А.Пригода. На встрече нефтяники обсуждали ситуацию, связанную с коронавирусом, которая пока, однако, не сказалась на поставках российской нефти в Китай.
Отрасль не поддержала предложение технического комитета ОПЕК+ дополнительно сократить добычу во втором квартале на 600 тыс. баррелей в сутки. Нефтяники считают влияние коронавируса в Китае на спрос на нефть минимальным, а падение цен — эмоциональной реакцией рынка. «Роснефть» по-прежнему выступает против продления сделки, остальные же крупные нефтекомпании согласились пролонгировать ее до конца второго квартала с сохранением текущих условий.
Сейчас Россия внимательно изучает рекомендацию технического комитета с целью оценки ситуации и определения взвешенного подхода, основанного на интересе рынка в целом. Если сделку продлить лишь на квартал, как предлагает большинство нефтекомпаний РФ, это станет лишь отсрочкой для принятия дальнейших решений. ОПЕК оценила замедление спроса на нефть по сравнению с предыдущим прогнозом в 230 тыс. б/с из-за последствий коронавируса. Заявленное на первый квартал сокращение добычи на 500 тыс. б/с не позволит нивелировать этот эффект.
Национальная иранская южная нефтяная компания подписала с генеральным подрядчиком MapnaGroup контракт по проекту, совокупный доход которого, как ожидается, составит $6 млрд при цене на нефть $50 за баррель. На двух месторождениях в юго-западной провинции Хузестан — Парси и Парандж — в настоящее время добывается 52 тыс баррелей нефти в сутки. Согласно10-летнему контракту добыча должна вырасти до 85 тыс баррелей в сутки, а объем производства за 10 лет составит около 121 млн баррелей. Запасы двух месторождения составляют около 12 млрд баррелей нефти, и разработка будет включать опреснение и бурение 29 новых и погружных скважин.
Сейчас основу иранской нефтедобычи составляют старые месторождения, разработка которых ведется уже более полувека: Ахваз, Марун, Гечсаран. Добыча на них снижается, поскольку в условиях санкций Иран не может полноценно использовать современные технологии повышения нефтеотдачи. Аналогичным образом Ирану крайне сложно привлекать инвестиции и в новые нефтяные проекты. В долгосрочной перспективе Иран «скорее будет бороться за то, чтобы остановить дальнейшее падение добычи нефти, нежели за реализацию полного потенциала своей ресурсной базы.
Бразильская государственная компания Petrobras установила новый рекорд в последнем квартале 2019 года, добыв за этот период более 3 млн баррелей в сутки нефтяного эквивалента, причем увеличение добычи произошло благодаря росту производства в подсолевой зоне у берегов Бразилии. Добыча в IV квартале 2019 года выросла на 5,1% по сравнению с III кварталом 2019 года и на 13,7% по сравнению с IV кварталом 2018 года. Около половины общего объема, или 1,533 млн баррелей в сутки нефтяного эквивалента, пришлись на месторождения в подсолевом секторе. Это на 12,1% выше, чем добыча в подсолевой зоне в III квартале, и на 46,4% больше, чем годом ранее.