В начале июля на заседании Правительства РФ было принято решение об обязательном включении информации о стране происхождения товара при проведении закупок компаниями и корпорациями с государственным участием. Данные будут отражены в заключенных договорах. Таким образом руководство страны планирует обеспечить спрос на отечественную продукцию. «Это будет способствовать продвижению отечественной продукции при осуществлении закупок, в том числе в рамках импортозамещения и при реализации национальных проектов. И конечно, это создаст благоприятные условия для предприятий российского бизнеса и увеличения объёма их продукции» — отметил председатель Правительства РФ Михаил Мишустин.
Решение властей является последовательным продолжением политики предоставления выгодных условий российским предприятиям и защиты их интересов. Для этого не только принимаются новые законы и правила, но и устраняются отжившие свое нормы. К примеру, в строительной отрасли еще в прошлом году была отменена широко известная «форма-2», согласно которой заказчик при проведении тендера сам устанавливал круг возможных к использованию материалов. Данный документ часто увеличивал стоимость капитального ремонта зданий – многие подрядчики не допускались к аукциону просто потому, что управляющая компания или муниципальные власти были не готовы, в ряде случаев по субъективным причинам, разрешить применение эффективной продукции. С июля прошлого года этому волюнтаризму пришел конец, а сегодня мы видим еще один шаг по защите отечественного производителя. И, надо признать, в России есть кого защищать.
В той же самой строительной отрасли у нас наблюдается парадоксальная ситуация. Возьмем один частный, но очень характерный пример. Наша страна является мировым лидером по добыче хризотил-асбеста – волокнистого минерала, из которого изготавливается более 300 видов промышленных изделий. Хризотиловая продукция не горит (минерал выдерживает нагрев до 1500°С, а потом становится хрупким), не проводит электричество, устойчива к механическим повреждениям и обладает низкой теплопроводностью. В России существует два комбината, «Ураласбест» и «Оренбургские минералы», обеспечивающие львиную долю добычи этого минерала в мире, а также заводы по производству различной хризотиловой продукции. Из «горного льна» (так поэтично называют этот минерал) изготавливают всем знакомый шифер, фасадные плиты, трубы и ряд других строительных материалов. Гарантия на них составляет примерно 50 лет, а цена ниже, чем у функциональных аналогов. Казалось бы, нет лучше материалов для массовых государственных программ, вроде ремонта жилья или строительства казенных зданий, но тут мы встречаемся с внешним фактором, который до сих пор отравляет жизнь российской промышленности.
Еще в 2012 году специалисты Высшей школы экономики опубликовали доклад «Последствия кампании по технологической дискредитации хризотиловой продукции для России». По их словам, на протяжении многих лет ряд международных организаций, а также часть руководства Евросоюза проводит массовую кампанию по запрету хризотил-асбеста во всем мире. «Его авторы считают, что асбестовую кампанию можно считать образцовым примером разворачивания технологической дискредитации целого класса продуктов на основании неполных данных об их опасности. В докладе приведены примеры научных исследований, опровергающих тезис о безусловной опасности для здоровья человека изделий из всех видов асбеста» — отмечено в исследовании. Причиной для такого давления на отрасль является банальная причина – Европа не имеет доступа к хризотиловым месторождениям, а синтетические аналоги обычно уступают по качеству и существенно дороже. Восемь лет назад, до кризиса и общемировых экономических проблем, «проведенные расчеты свидетельствуют, что, если долю асбестоцементных шифера и труб в имеющемся объеме производства аналогичной по назначению продукции довести хотя бы до 10%, только прямая экономия на закупках составит 3,7 млрд.руб. по шиферу и 2,7 млрд. руб. по трубам в год». Не имея возможности бороться с хризотилом экономическими методами, ЕС проводит массовую информационную кампанию против хризотила, которая находит отклик и в сердцах россиян.
Здесь, конечно, можно порассуждать о роли личности и субъективного похода в профессиональной деятельности, но мы ограничимся констатацией факта – если раньше под волюнтаристским решением руководства была законодательная база, то теперь её нет. Теперь в России нельзя легально создать условия, при которых можно закупить зарубежный материал задорого просто потому, что ответственному лицу «кажется». Если продукция соответствует всем ГОСТам и соответствует условиям технического задания – будьте добры принять к рассмотрению. А если к этому добавить приоритет отечественного производителя, то в итоге мы в течение ближайших пяти лет можем получить существенное ускорение реализации множества программ. В нашей стране для этого есть все необходимое, нужно просто устранить препятствия.