Обращение Украины с просьбой принято ее в НАТО хоть в каком-угодно качестве имеет шансы на успех, равные нулю. Потому что НАТО меньше всего нужна в союзниках страна, которая может быть завтра исчезнет
Верховная Рада Украины в среду обратилась в Конгресс США с просьбой предоставить ей статус основного союзника вне блока НАТО. Закрепить статус украинские парламентарии намерены с помощью соответствующего оборонного соглашения.
В пример украинские власти приводят такие страны, как Австралия, Новая Зеландия и Япония. Есть статус основного союзника США вне НАТО и у стран, находящихся «под угрозой военных действий, как Южная Корея, Афганистан или Израиль.
Почему Киев рвется в НАТО не мытьем, так катанием — совершенно понятно. Как понятно и то, что альянсу страна в том состоянии, в котором она пребывает, не нужна ни в каком статусе, говорит член-корреспондент РАЕН Константин Соколов.
«Решение Верховной Рады — на сто процентов политическое, не имеющее ни малейшего шанса перейти в что-либо конкретное. Потому что Украина де-факто является воюющим государством, и сама судьба этого государства не может быть спрогнозирована даже на глубину в несколько лет».
Именно невозможность долговременных прогнозов относительно Украины и является главным камнем преткновения для любых международных договоренностей Киева, не только с НАТО. Как бизнес не рискует вкладывать «длинные деньги» в нестабильную страну, точно так же не хотят идти на риск непонятно с какой целью и политики.
«Сам процесс приема страны в члены внеблокового союзника НАТО занимает там годы, ведь решения в альянсе принимаются консенсусом, а это по определению процесс небыстрый. Но даже в Киеве не могут дать гарантий, что существующая там сейчас режим сохранится через несколько лет. И если сами украинские политики не знают, что с их страной будет в ближайшем будущем, то что говорить о политиках в Брюсселе», — говорит Соколов.
Ситуация в отношениях Украины с НАТО чем-то похожа на отношения с альянсом другой проблемной пост-советской страны — Грузии. Они обе третье десятилетие входят в Восточное Партнерство — своего рода предбанник и чистилище НАТО, и у обеих шансы выйти из этого чистилища в натовский «рай» минимальны.
Причем, подчеркивает Соколов, у Украины шансы даже еще меньше, чем у Грузии — в силу того, что масштаб проблем первой способен принести блоку гораздо больше головной боли, чем проблемы маленькой закавказской страны.