На Ближнем Востоке готовится серьезный нефтяной передел. Борьба за главный ресурс региона и пересмотр игроками сфер влияния уже начались. Нашумевшая подготовка к IPO и продажа 5% акций Saudi Aramco – это не просто пиар и раскрутка Саудовской фондовой биржи Tadawul. Это скорее предвестник грядущего глобального укрупнения на нефтяном рынке.
Именно об этом говорят источники, приближенные к энергетической отрасли и знакомые со спецификой поведения Саудовской Аравии в решении внутренних и внешнеполитических вопросов.
«Судя по амбициозным планам наследного принца сделать Saudi Aramco крупнейшим игроком в своем регионе, подмяв под себя весь Персидский залив и окружающие страны, все идет к тому, что в итоге появится несколько нефтяных гигантов, отвечающих каждый за свой регион и конкурирующих уже между собой. На роль лидера в странах Ближнего Востока претендует Saudi Aramco, а в странах СНГ и Европы — Роснефть, которая сейчас успешно наращивает свою экспансию, в том числе международную», — говорит Игорь Юсуфов, экс-министр энергетики России, учредитель инвестиционной Корпорации «Энергия».
Saudi Aramco- это крупнейшая нефтяная компания в Персидском заливе. Более того это крупнейшая нефтяная компания мира по показателю добычи нефти и размеру нефтяных запасов. От решений этого глобального игрока на нефтяном рынке во многом зависит и поведение ОПЭК.
Сейчас у Saudi Aramco самые выгодные позиции для экономического развития в своём регионе, которая обусловлена падением нефтяных цен и необходимостью сокращения дефицита госбюджета страны. Это национальная нефтяная компания Саудовской Аравии, 100% которой контролируется правительством. Саудовская Аравия владеет пятой частью нефтяных запасов в мире, которые локализованы в небольшом количестве очень крупных месторождений.
Для успешного дальнейшего развития необходимы два главных условия: политическая воля и устойчивая вертикаль власти, усилиями которой будет осуществляться эта последовательная стратегическая инициатива. Иными словами, королевству необходим молодой и решительный правитель. Именно такого наследника и увидел в своем сыне, принце Мохаммеде Бин Салмане, собирающийся на покой монарх Саудовской Аравии.
В целом вся история с продажей SaudiAramco на Tadawul играет важную роль в судьбе наследного принца Салмана. Король Салман ибн Абдул-Азизу аль Саудуиизменил порядок наследования и сделал наследным принцем своего сына, вместо брата.
Теперь принцу необходимо укрепить свои позиции. Молодой принц Салман и его окружение хорошо понимают, с какими вызовами они столкнулись. О решительности будущего правителя Саудовской Аравии можно судить по развернувшейся с начала ноября масштабной антикоррупционной кампании, сочетающей в себе пополнение госбюджета и зачистку политического поля от оппонентов.
Развернутая антикоррупционная кампания, которую возглавил принц Салман, преследует цель не только устранения претендентов — принцев и министров, но и привлечение средств в реформы по диверсификации экономики Саудовской Аравии. Недавно стало известно, что власти Саудовской Аравии планируют конфисковать 800 миллиардов долларов у арестованных принцев и чиновников.
Почему роль реформатора Саудовской Аравии отведена наследному принцу Салману
Наследный принц Мохаммед Бин Салман достаточно молодой — ему всего 32 года. По меркам престолонаследия, он даже слишком молод. Однако именно это придает его кандидатуре дополнительный политический вес в глазах жителей страны, где средний возраст составляет 26 лет. А 70% населения Саудовской Аравии моложе 30 лет, о чем принц недавно сообщил репортерам.
Только возраст – не единственное и не главное качество принца Салмана, успевшего заявить о себе как о решительном и энергичном политике. В ряде международных встреч, принц проявил себя искушенном дипломатом, отлично разбирающемся в международной повестке. Так его заявления об уходе от радикальной религиозной политики адресованы не только молодой и менее религиозной аудитории страны, но и западным инвесторам, которым не комфортно сотрудничать в условиях радикального ислама. Независимо от того, истинные это намерения или только декларируемые, по оживлению инвесторов можно судить, что этот продуманный маркетинговый ход сработал.
Наследный принц Мохаммед Бин Салман понимает, какие меры необходимы для укрепления позиций государства на мировой арене и что необходимо для развития экономики страны. Принц отвечает за проведение реформ и намерен превратить Саудовскую Аравию – крупнейшего в мире экспортера нефти и главным игроком – в ведущее мировое инвестиционное направление в рамках новой экономической концепции «Виденье 2030».
Как бы там ни было, но стремление избавить экономику от нефтяной зависимости отнюдь не говорит о самоустранении страны в качестве глобального мирового игрока и ослаблении притязаний Саудовской Аравии на роль доминирующего нефтяного государства в регионе.
Скорее это свидетельствует о другом. Контроль над Персидским Заливом и Ближним Востоком будет определять, насколько успешно Саудовская Аравия в лице Saudi Aramco будет конкурировать на мировой арене с другими нефтяными гигантами.